Российские нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету не содержат правил учета штрафов и других санкций, а также пеней по налогам и сборам и иным аналогичным платежам. В ПБУ 10/99 лишь упоминаются «штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров» как один из видов «прочих расходов». При этом в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета говорится об отражении налоговых санкций по налогу на прибыль на счете 99 «Прибыли и убытки» в корреспонденции со счетом 68 «Расчеты по налогам и сборам». 
 Практика учета организациями налоговых санкций разнолика и непоследовательна. Некоторые организации классифицируют такие платежи как «прочие расходы», включая их соответственно в показатель «Прибыль (убыток) до налогообложения». Другие отражают налоговые санкции в составе показателя «Прочее» после показателей налогообложения прибыли, не включая их в прибыль (убыток) до налогообложения. При этом зачастую компании подходят к решению этого вопроса дифференцировано в зависимости от вида налога. Некоторые специалисты считают, что такие платежи не должны включаться даже в чистую прибыль (убыток), а относиться напрямую на нераспределённую прибыль. 
 11.09.2015г. Бухгалтерским методологическим центром (БМЦ) приняты Рекомендации Р-64/2015 «Фискальные санкции», носящие рекомендательный характер. 
 В данном материале рекомендуется следующий порядок отражения в отчетности. 
 Налоговая санкция признается в наиболее ранний из двух моментов: 
 1) возникновение обязанности организации по уплате соответствующей суммы; 
 2) безакцептное списание соответствующей суммы со счета организации. 
 В случае если организация предпринимает действия по оспариванию налоговой санкции, такая санкция признается исходя из соответствия условиям признания оценочных обязательств, установленных Положением по бухгалтерскому учету ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» (Приказ Минфина РФ от 13.12.2010г. № 167н). 
 В случае если налоговая санкция (за исключением налогообложения прибыли) признана до окончания года, в котором произошло событие, являющееся основанием для наложения санкции, такая санкция относится на ту же статью отчета о финансовых результатах за отчетный период, на которую относится соответствующий налог, сбор или иной аналогичный платеж в бюджет. 
 В практике такая ситуация, возможно, достаточно редка. 
 В случае если налоговая санкция признана после утверждения годовой отчетности — она признается в составе прочих расходов. 
 В основном все налоги и сборы подлежат отнесению на затратные счета. 
 Таким образом, если, например в 4 квартале 2015г. начислены санкции по отчислениям во внебюджетные фонды за 1 квартал 2015г. – они подлежат на затратные счета (Д20,23,25,26,44 К69). Если в 4 квартале 2015г. начислены санкции по НДС – целесообразно отражать их на отдельном субсчете к счету 90, например, 90-4 «Налоговые санкции» (Д90-4 К68.2) 
 Если же, к примеру, начислены налоговые санкции в 2016г. по каким-то налогам за предшествующие годы (транспортный, налог на имущество, НДС и пр.) – данные суммы следует включать в состав прочих расходов (Д91.2 К68). 
 Налоговые санкции, связанные с налогообложением прибыли (доходов) организации, не включаются в её прибыль (убыток) до налогообложения и отражаются обособленно наряду с показателями налогообложения прибыли (текущий налог на прибыль, изменения отложенных налогов и др.), формируя чистую прибыль (убыток) организации за период. 
 То есть, налоговые санкции по налогу на прибыль следует отражать записью: 
 Д99 К68.4.